Купить антивирус касперского на Support.by        аренда виртуального cервера на Support.by

ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС

 

I ПОЛУГОДИЕ Тема: "Музыкальная культура Беларуси" — 16 часов

 

Жанровое многообразие белорусской музыки. Связь народного и композиторского творчества.

Отражение в музыке истории и различных сторон жизни белорусского народа. Музыка в народных белорусских обрядах, в городах и усадьбах, в церкви и костеле.

Современные композиторы и музыканты-исполнители на Беларуси. Многонациональный характер современной музыкальной культуры Беларуси. Сходные черты белорусской музыки с музыкой славянских народов.

Тембры национальных белорусских инструментов.

Ладовая и ритмическая переменность народной музыкальной речи, вариационность музыкального развития.

Исполнительское освоение характерных черт выразительного народного музицирования: распевности, подголосочности, a'capell-ности, цепного дыхания.

Запись мелодий и ритмических аккомпанементов. Чтение нотной записи.

Различение контрастной двухчастной, трехчастной, рондо и вариационной форм музыкальных произведений.

Сочинение несложных подголосков разнонаправленного движения, слов и мелодий припевок (частушек), инструментальных аккомпанементов в вариационной форме.

Воспитание уважения к белорусской музыкальной культуре. Собирание "коллекции" любимых музыкальных произведений.

Примерное планирование темы

Музыка — зеркало жизни и душа народа. Разнообразие жанров народной и профессиональной музыки. Сочиняем частушки. — 2 часа.

Оркестр белорусских народных инструментов. Характерные черты выразительного народного исполнения: вариационность, подголосочность, пение без сопровождения (a'cappella), распевность, ладовая и ритмическая переменность. Сочиняем подголосок. — 1 час.

Песенность, танцевальность и маршевость в народной музыке. Белорусские народные танцы. Варьируем исполнение. Сочиняем вариации. — 2 часа.

Музыка в народных обрядах и праздниках на Беларуси. "Дажынкі", "Валачобны абрад" (Вялік дзень), "Зялёныя святкі" (праздники Троицы, Святого Духа, Русалье, Дзяды). — 2 часа.

Кто собирает, хранит и исполняет фольклор. Фольклор — народная мудрость. — 1 час.

Взаимосвязь народной и композиторской музыки. Цитирование. Обработка. Музыка в народном духе. — 1 час.

Духовная музыка. Музыка в церкви и костеле. Канты и псалмы. Музыка старинного города. "Полацкі сшытак". — 1 час.

Музыка в усадьбах: Радзивиллы, Огинские, Ельские. Наполеон Орда. — 1 час.

Разнообразие жанров композиторского творчества. Современные композиторы Беларуси: Г. Вагнер, Е. Глебов, Л. Захлевный, В. Помозов, Д. Смольский, А. Мдивани, Л. Шлег, И. Лученок и другие. — 2 часа.

Исполнительское искусство Беларуси. Фольклорные и академические коллективы. Солисты оперы и балета. Исполнители-инструменталисты. Ансамбль "Кантабиле". Ансамбль "Песняры". Рок-группа "Палац" и другие. — 1 час.

Многонациональная музыка Беларуси: русская, украинская, польская, еврейская, литовская. Родственность музыки славянских народов. — 2 часа.

Музыкальный материал

Дзяржаўны гімн Рэспублікі Беларусь. Музыка Н. Соколовского, слова М. Климковича и В. Коризны.

"Ішла каляда, калядуючы", "Ой, рана, рана куры запелі", "На нова лета хай жыта радзіцца". Белорусские песни-щедровки.

"Жавароначкі, прыляціце", "Вол бушуе, вясну чуе", "А у лесе, лесе, ды на верасе", "Ой, прыляцелі ды два галубочка". Белорусские весенние песни.

"Ой, рана на Івана!" Белорусская купальская песня.

"Ой, рано на Ивана!" Русская купальская песня.

"Як пагнала бабуленька", "Сабірайся ў госці, мой дзядок", "Чаму ж мне не пець". Белорусские шуточные песни.

"Лявоніха", "Мікіта", "Мяцеліца", "Юрачка", "Бульба", "Янка-полька". Белорусские народные танцы.

"Антон маладзеный". Частушки к танцу.

"Ох і сеяла Ульяніца лянок". Белорусская народная песня.

"Школьныя прыпеўкі". Слова и музыка народные.

"Люблю наш край". Слова К. Буйло. Музыка народная. Запись Г. Титовича.

"Завешся ты ласкава Белай Руссю". Музыка Л. Захлевного, слова В. Лученок.

"Музыкант". Музыка В. Галя, слова Ф. Лаубе.

"Восень залатая". Музыка А. Туренкова, слова Я. Журбы.

зязюлька кукавала". Музыка П. Подковырова, слова народные.

"Дзева Святая (люльлюльляй)". Белорусский кант.

"Пра добрую мышку і мудрую кошку". Музыка Л. Захлевного, слова Л. Дранько-Майсюка.

"Веснянка", "Журавель". Украинские народные песни.

"Падарунак". Музыка В. Прохорова, слова А. Легчилова.

"Зубрик". Музыка Л. Захлевного, слова М. Ясеня.

"Выйшаў бусел пагуляць". Музыка А. Даньшовой, слова М. Танка.

"Приятная встреча". Музыка А. Балаж, слова Б. Заходера (рит модекламация).

"Облако". Музыка В. Россин.

"Сказочка", стихи Я.Акима (ритмо декламация).

"Ноябрь". Музыка Л. Делиба "Вальс", стихи В. Хотомской (ритмодекламация).

"Жураўлі на Палессе ляцяць". Музыка И. Лученка, слова А. Ставера.

"Мой родны кут". Музыка И. Лученка, слова Я. Купалы.

"Ой, Нёман". Музыка Н. Соколовского, слова А. Астрейки. Исполнитель — народный артист Беларуси Е. Петров.

"Радзіма мая дарагая". Музыка В. Оловникова, слова А. Бачило.

"Зялёны дубочак". Белорусская лирическая песня.

П. Подковыров. Поэма для фортепиано "А зязюля кукавала". Концерт для скрипки с оркестром (ч. I) — исполняет Лев Горелик.

Е. Глебов. Вариации на тему белорусской народной песни "Ой, рана на Івана" (из Первой симфонии). Квартет дударей из "Полесской сюиты" (белорусские народные танцы "Лявоніха", "Янка", "Мікіта"). "Бульба" (танец из балета "Мечта").

"Песнапенні пра Еўфрасінню Полацкую" (расшифровка Н. Серегиной) — фрагмент. Исполняет ансамбль солистов "Классик авангард".

"Беларускія канты" в исполнении Государственного камерного хора Беларуси (худ. руководитель И. Матюхов).

"Полацкі сшытак" (XVI — XVIII ст.). В исполнении В. Скоробогатова, В. Пархоменко, ансамбля старинной музыки "Кантабиле" (фрагменты).

М. К. Огинский. "Кадрыля на тэму рускай песні".

М. Ельский. "Мазурки" A-dur и h-moll.

М. К. Огинский. Полонез f-moll. (В исполнении на фортепиано И. Оловникова).

Н. Орда. "Старая песенька", "Паланез памяці Шапэна", "Накцюрн" f-dur.

"Колядная месса" (фрагмент).

"Ой, рана на Івана", "А ў полі вярба", "Касіў Ясь канюшыну". Белорусские народные песни. Обработка В. Мулявина.

Е. Дегтярик. "Два фантастических танца" для цимбал и оркестра народных инструментов.

В. Полозов. Сюита-шутка "Вясковыя музыкі".

Л. Шлег, слова народные. Хоровая сюита "Лубок".

А. Мдивани, слова народные. "Купалінка", "Гуселькі".

В. Курьян. "Копыльские дудари" (для фольклорного оркестра).

Л. Абелиович. Ария для скрипки и симфонического оркестра. Симфония № 3 (финал — белорусская народная песня "Перапёлачка").

Э. Казачков. Увертюра "Народнае свята".

Джазовая импровизация на тему белорусской народной песни "Мікіта". Исполняет "Диксиленд Ренессанс".

Литературные произведения для ритмизации, озвучивания, импровизации и ритмодекламации

Я. Колас. "На рэчцы зімою", "На лузе", "Адлёт жураўлёў", "Зіма", "Усход сонца".

М. Хведарович. "Верасень".

Т. Белозеров. "Листопад".

О. Высотская. "Осеннее утро".

Л. Квитко. "Зима".

И. Суриков. "Зима".

С. Граховский. "Пад яварам", "За вокнамі снежныя казкі".

Л. Пастух. "Золотистые клавиши сосен", "Тишина".

М. Танк. "В краю лесном над Неманом".

 

III ЧЕТВЕРТЬ Тема: "Музыкальные путешествия" — 10 часов

 

Воспитание уважения к музыкальным культурам разных народов.

Разнообразие музыкальных языков. Самостоятельное открытие общих черт в музыке разных народов: 1) музыка передает чувства, настроения человека, красоту природы; 2) общность форм и жанров музыкальных произведений; 3) сходство выразительных красок музыкальной речи.

Ознакомление с яркими явлениями народной и профессиональной музыки разных стран. Наиболее характерные специфические черты музыкальной речи. Синкопа и синкопированный ритм, тембры национальных музыкальных инструментов.

Интернациональные связи в творчестве композиторов и исполнителей.

Формирование умений сравнительного анализа музыкальных произведений: а) слухового, б) исполнительского, в) по нотной записи. Развитие умений оценочного суждения.

"Коллекционирование" любимых музыкальных произведений. "Музыкальные коллекции" по творчеству М. Глинки, В. Моцарта, Л. Бетховена, П. Чайковского, Э. Грига, Ф. Шопена, Е. Глебова, А. Хачатуряна (на выбор).

Различение и осмысленное использование в творческих заданиях рондообразного и вариационного построения музыкальных произведений. Самостоятельное моделирование музыкальных форм и средств музыкальной выразительности.

Исполнение многоголосных аккомпанементов по нотной записи. Накопление опыта "свободного" дирижирования, пластической и ритмомелодической импровизации.

Примерное планирование темы

У каждого народа свой язык и своя музыка. Музыка разных народов наполняет душу добром и красотой. Чудо колыбельной песни. — 1 час.

Взаимосвязь народной и композиторской музыки разных народов. Как композиторы и исполнители говорят на музыкальном языке другого народа. — 1 час.

Характерные черты закавказской музыки. А.И. Хачатурян. — 1 час.

Музыка народов Прибалтики, ее сходство с белорусской и русской музыкой. Общие темы искусства. — 1 час.

Музыка Средней Азии. Затейливые узоры ритма. — 1 час.

Сходные черты в музыке Молдавии, Румынии, Венгрии, Болгарии. — 1 час.

Путешествуя по Италии... Радость, прилетевшая на крыльях танцевальной музыки. — 1 час.

Открывая в звуках бесконечную красоту природы... Музыка переносит нас во Францию, Австрию, Норвегию. — 1 час.

В стране восходящего солнца. — 1 час.

Причудливые ритмы Африки и Америки. Музыка — язык дружбы и взаимопонимания между народами. — 1 час.

Музыкальный материал

"Баю, баю, спи мой милый". Грузинская колыбельная песня.

"Ай я жу-жу, медвежонок". Латышская колыбельная песня.

"Синичку ветер убаюкал". Эстонская колыбельная песня.

"Ходит бай по горе". Украинская колыбельная песня.

"Баю, баюшки, баю". Русская колыбельная песня.

"А ты, коцік, не хадзі", "Люлі, люлі, паляцелі куры". Белорусские колыбельные песни.

"Плясовая". Венгерская народная песня (канон).

"Лезгинка". Грузинский народный танец.

"Светлячок", "Сулико". Грузинские народные песни.

"Хор нашего Яна". Эстонская народная песня.

"Молдавеняска". Молдавский народный танец.

"Вишня". Японская народная песня.

"Потанцуем". Японская народная песня. Обработка А. Бирчанского, руский текст Ю. Хазанова.

"Венецианская ночь". Музыка М. Глинки, слова И. Козлова.

"Пой, пой, певунья птичка". Обработка польской народной песни А. Свешникова.

"Мы дружим с музыкой". Музыка Й. Гайдна, русский текст П. Синявского.

"Дружба". Музыка И. Лученка, слова Ю. Рыбчинского.

"Колыбельная". Музыка Р. Паулса, слова Аспазии.

"Цыплята". Музыка Г. Гусейнли, слова Т. Муталлибова.

Э. Григ. "Заход солнца". Слова А. Мунка, перевод С. Свириденко; "Утро", "Колыбельная Сольвейг" (из музыки к драме Г. Ибсена "Пер Гюнт").

"Словацкая полька". Народная песня-танец. Русский текст В. Викторова.

"Жаворонок". Польская народная песня.

"Волшебная песенка" (в стиле французских песен). Музыка Р. Бойко, слова В. Викторова.

"Фермером Мак Дональд был". Американская народная песня.

"Что думает птица?" (в стиле английских старинных песен). Музыка Р. Бойко, слова В. Викторова.

"Маленький кузнечик". Музыка Ж. Б. Люлли "Гавот", слова С. Козлова (ритмодекламация).

"Пароход и Кит". Музыка Е. Накада, слова Г. Остера (ритмодекламация).

"Веселые старушки". Музыка Г. Шумилова, слова Э. Мошковской (ритмодекламация).

П. Чайковский. "Баркарола". "Мазурка" из балета "Лебединое озеро". "Итальянское каприччио" (фрагмент).

Дж. Гершвин. "Колыбельная" из оперы "Порги и Бесс".

Ф. Лист. "Венгерские рапсодии" № 6 или 12 (фрагменты).

И. Брамс. Венгерские танцы (по выбору).

В. А. Моцарт. "Рондо в турецком стиле". "Колыбельная". Вариации на тему французской песни.

А. Хачатурян. "Колыбельная", "Русская пляска" и "Танец с саблями" из балета "Гаянэ".

А. Бабаджанян. "Вагаршапатский танец".

"Мавриги". Узбекский народный танец-песня.

Дж. Энеску. "Жаворонок" (пьеса для скрипки с оркестром).

Д. Кабалевский. "Вариации на японскую народную тему".

К. Орф. "Кармина Бурана" (фрагмент).

А. Дворжак. "Славянские танцы" (на выбор). Симфония № 9 "Из нового Света", ч. I (фрагмент).

Е. Глебов. "Сарабанда" из балета "Тиль Уленшпигель"; "Тарантелла" из балета "Альпийская баллада".

Литературные произведения для речевого интонирования, ритмизации, озвучивания, импровизации и ритмодекламации

Рюси. "Тишина вокруг".

У. Кумисбаев. "Скрипка" (перевод с казахского В. Савельева).

Р. Гамзатов. "Рояль в Хиросиме" (перевод с аварского Н. Гребнева).

Э. Огнецвет. "Мелодыі Шапэна".

А. Звонак. "Мелодыя".

Е. Пяткина. "Лесная увертюра".

Ш. Нишниаиидзе. "Кто там?" (перевод с грузинского М. Синельникова).

М.Алигер. "Соната Моцарта".

А. Созаев. "Снежная симфония" (перевод с балкарского Л. Шерешевского).

Я. Колас. "Усход сонца", "Песня о весне".

М. Карем. "Здравствуй, солнце!"

И. Никитин. "Полюбуйся, весна наступает".

И. Суриков. "Ярко солнце светит".

"Бабушка-келейница". Русский фольклор (пальчиковая игра Т. Боровик).

 

IV ЧЕТВЕРТЬ Тема: "Композитор — исполнитель — слушатель" — 8 часов

 

Музыка — язык человеческого общения. Как создается музыка. Моделирование элементов композиторского творчества. "Главные интонации" в творчестве композиторов.

Искусство исполнителя и талант слушателя. Музыкальный человек.

Выразительное кантиленное пение без сопровождения, с применением цепного дыхания, развитие культуры унисона и простейших видов двухголосия в различном их сочетании.

Самостоятельный аргументированный выбор инструментов для импровизации, исполнение 3—4-голосных аккомпанементов по слуху и по нотам. Пластическое интонирование музыки, свободное дирижирование, применение элементов танцевальных движений, пластической импровизации.

Создание иллюстраций к музыкальным произведениям, цветовое, графическое моделирование их развития и формы. Ведение дневника музыкальных впечатлений.

Развитие музыкальной памяти и слуховой ориентировки в незнакомых музыкальных образах. Накопление музыкальных предпочтений.

Развитие аналитических умений и творческой интерпретации музыкальных образов в различных видах музыкальной деятельности, а также с помощью средств других искусств.

Примерное планирование темы

Живая музыка. Что нужно знать о композиторах, исполнителях и слушателях, чтобы понимать музыку. В. А. Моцарт. — 1 час.

Как создается музыка. Взаимосвязь народного и композиторского творчества. М.И. Глинка. — 1 час.

"Музыка - душа моя". Если бы мы были композиторами... — 1 час.

Как птица Феникс... Роль исполнителей в возрождении музыкальных образов. Искусство дирижера. — 1 час.

Исполнительские краски. Легенда о Паганини. Н. Паганини и Ф. Лист. Ф. Шопен и С. Рахманинов. — 1 час.

Бессмертная душа польского народа. Ф. Шопен. — 1 час.

Нужен ли талант слушателю. Музыка в моей жизни. П. Чайковский и другие... Что значит "музыкальный человек". — 1 час.

Как композиторы и исполнители рассказывают слушателям о жизни. Выразительность и изобразительность живой музыкальной интонации. — 1 час.

Музыкальный материал

"Зялёны дубочак, шырокі лісточак", "Запражыце сівых коней", "Рада перапёлка". Белорусские народные песни.

"Ай, во поле липенька", "Заиграй, моя волынка". Русские народные песни.

"Камаринская". Русская плясовая.

"Из-за лесу, лесу темного". Русская народная песня.

"Песня сонейка". Музыка В. Будника, слова И. Бурсова, перевод И. Скурко.

"Буслік". Музыка А. Мдивани, слова М. Климковича.

"Канікулы". Музыка Л. Захлевного, слова А. Вольского.

"Пчолка-працаўніца". Музыка В. Кузнецова, слова А. Вольского.

"Пусть попляшет язычок" (канон). Музыка Е. Попляновой, слова Н. Пикулевой.

"Рэха". Музыка И. Лученка, слова В. Лукши.

"Друзья-товарищи". Музыка В. Мильмана, слова С. Маршака.

"Тридцать три коровы" (песня из к/ф "Мэри Поппинс"). Музыка М. Дунаевского, слова Н. Олева.

"Ручаёк". Музыка В. Серых, слова В. Муравейки.

"Кляксы". Музыка Л. Сверделя, слова Б. Осмоловского.

"Зямля мая". Музыка С. Галкиной, слова У. Галиновской.

"Волшебный рассвет". Музыка Нильсона, слова О. Дриза, ритмодекламация Т. Боровик.

"Верблюды". Музыка Э. Хагагортян ("Прелюдия"), слова А. Усачева (ритмодекламация).

"Золотой сверчок". Музыка К. Г. Нефе ("Старинный танец"), стихи Т. Кубяка, ритмодекламация Н. Фроловой.

И. Бах - Ш. Гуно. "Аве Мария".

Г. Гендель. Ария "Dignare".

И. Гайдн. Концерт для фортепиано с оркестром. D-dur, ч. I или финал.

В. А. Моцарт. Симфония № 40, ч. I (экспозиция); "Колыбельная"; соната A-dur № 11 (ч. I и III).

Л. Бетховен. Соната № 2 op. 2, для фортепиано, ч. II. Симфония № 5, ч. III.

Н. Паганини. "Кампанелла", "Каприсы" (на выбор).

Н. Паганини — Ф. Лист. "Кампанелла".

Ф. Шопен. Мазурка № 47. Ноктюрны E-dur, cis-moll. Фантазия-экспромт (фрагмент). Песня "Желание".

М. Глинка. "Камаринская" (фрагмент). Хор "Славься" из оперы "Иван Сусанин".

П. Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром, ч. III. "Размышление", "Вальс-скерцо" для скрипки с оркестром. Романс "Я ли в поле да не травушка была".

С. Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 3, ч. I, тема главной партии. Прелюдия cis-moll.

Е. Глебов. "Мушкетеры", "Сувениры", "Хиросима" — хореографические новеллы (либретто Отара Дадишкилиани).

Литературные произведения для ритмизации, импровизации, озвучивания, ритмодекламации и литературно-музыкальных композиций

А. Касько. "Кірмаш".

М. Лужанин. "Якія бываюць дажджы і што яны робяць".

П. Приходько. "Вясёлка над полем".

С. Граховский. "Вясёлка на крыле".

В. Витка. "Сонейку".

В. Верба. "Пралеска".

З. Бядуля. "Вясна", "Музыка" (казка).

И. Суриков. "Весна".

Е. Баратынский. "Весна, весна!"

В. Татаринов. "Весна близка".

Г. Новицкая. "Радуга", "Ромашка".

В. Суслов. "Поделись".

Дж. Чиарди. "Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн" (фрагменты); "Прощальная игра".

С. Сомова. "Чайковскому".

В. Боков. "Сердце Шопена".

М. Фаик. "Сонет Шопену" (перевод с азербайджанского С. Поликарпова).

Ю. Пашков. "Дом Шопена".

Е. Винокуров. "Оркестр".

И. Сельвинский. "На концерте".

Вс. Рождественский. "Гремел оркестр в белоколонном зале".

А. Граши. "Горсть земли" (перевод с армянского В. Звягинцевой).

 

ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ ЧЕТВЕРТОГО КЛАССА

 

Музыкальная культура учащихся, сформировавшаяся к концу начальной школы, проявляется прежде всего в заинтересованном и осмысленном отношении к национальной белорусской музыке, ее связям с музыкой народов мира, в понимании выразительного интонационного языка музыки как средства человеческого общения, в наличии любимых музыкальных произведений и композиторов.

Это конкретизируется в следующих представлениях:

— о жанровом и содержательном многообразии старинной и современной белорусской музыки, глубокой связи народного и композиторского творчества;

— о многонациональном характере современной музыкальной культуры Беларуси, о сходных чертах белорусской музыки с музыкой славянских народов;

— о характерных выразительных чертах народного музицирования: распевности, подголосочности, a'capell'ности, вариационности;

— о современной музыкальной жизни Беларуси: композиторах, исполнителях-солистах, фольклорных, академических и эстрадных коллективах;

— о музыке в народных обрядах и праздниках на Беларуси;

— о разнообразии музыкальных языков, общих и некоторых специфических чертах в музыке разных народов;

— о синкопе и синкопированном ритме;

— об интернациональных связях в творчестве композиторов и исполнителей;

— о смысле деятельности музыканта (композитора, исполнителя, слушателя) и своей собственной музыкальной деятельности;

— о культовой (богослужебной) и светской музыке (музыке в храме, театре, концертном зале, на телевидении);

— о нравственно-эстетической сущности понятия "музыкальный человек";

— о многообразных связях музыки и жизни.

Музыкальная культура выпускников начальной школы выявляется в следующих умениях:

— ориентироваться в отечественной музыкальной культуре с позиций опыта, накопленного при изучении музыки в начальной школе;

— осмысленно пользоваться содержательными, красочными элементами музыкальной речи в различных видах музыкальной деятельности;

— прослеживать музыкальное развитие, различать и моделировать целостное композиционное строение музыкальных произведений;

— узнавать изучавшиеся музыкальные произведения в разных исполнительских вариантах и по характерной интонации;

— рассматривать выразительные средства музыкальных произведений в единстве со смысловыми ассоциациями;

— сравнивать по сходству и контрасту содержание, жанры, формы музыкальных произведений, элементы их художественной речи в музыке разных народов;

— музицировать в народном духе: выразительно и распевно петь без сопровождения, импровизировать подголоски или мелодию на фольклорный текст, варьировать исполнение; сопровождать пение танцевальными и образными движениями;

— различать по характерным признакам народную и композиторскую (профессиональную) музыку;

— исполнять на элементарных звуковысотных и тембро-ритмических (шумовых) инструментах 3—4-голосные партитуры не только по слуху, но и по нотной записи;

— импровизировать пластический образ воспринимаемого музыкального произведения;

сольмизировать и импровизировать простые ритмические и мелодические рисунки;

— читать и записывать (с помощью учителя) простые мелодии в пределах исполнительских возможностей;

— различать по характерным признакам изучавшиеся жанры музыкальных произведений;

— узнавать по характерной интонации музыки стили некоторых композиторов, произведения которых постоянно включались в репертуар во всех классах;

высказывать свое отношение к музыке.

<<назад