Купить антивирус касперского на Support.by        аренда виртуального cервера на Support.by

ВТОРОЙ КЛАСС

 

I ПОЛУГОДИЕ Тема: "Путешествие в волшебные музыкальные страны — Оперу, Балет, Симфонию, Концерт" — 15 часов

 

Первоначальные представления об опере, балете, симфонии, концерте. Углубление образных представлений о выразительности песни, танца и марша, о танцевальном, маршевом и песенном характере музыки. Основные вокальные тембры и виды хоров, группы инструментов симфонического оркестра.

Длинные и короткие звуки мелодии, выразительные паузы; исполнение различных ритмических рисунков. Сольмизация несложных мелодий ритмослогами с опорой на ритмические карточки. Развитие умения петь напевно, красивым звуком, выразительно, с незначительной гармонической поддержкой инструмента и недублирующим аккомпанементом.

Импровизация выразительных движений под музыку, в том числе и "свободного" дирижерского жеста.

Моделирование представлений об элементах оперного спектакля в собственных инсценировках детей.

Создание и исполнение 2—4-голосных инструментальных аккомпанементов.

Эстетика слушательской деятельности учащихся.

Примерное планирование темы

Песня, танец и марш зовут в путешествие по миру музыки. — 1 час.

Путешествие в страну "Оперу". Принцесса Песня и ее подданные: солисты, хор, оркестр). Высокий (сопрано, тенор), средний (меццо-сопрано, баритон) и низкий (альт, бас) голос. Виды хоров: мужской, женский, смешанный. О чем рассказывают песня, танец и марш в опере. — 3 часа.

Путешествие в страну "Балет". Король Танец и его подданные: солисты, кордебалет, оркестр. О чем рассказывают песня, танец и марш в балете. У каждого героя своя музыка (добро и зло). Чем отличаются музыкальные "киты" в опере и балете. — 3 часа.

Играем в оперу. Репетиции и спектакль. Солисты. Хор. Оркестр. Дирижеры. Художники. — 3 часа.

Путешествие в страну "Симфонию". Дирижер и его подданные: оркестр и солисты. Семейства инструментов в симфоническом оркестре. Песня, танец и марш рассказывают без слов. — 3 часа.

Путешествие в страну "Концерт". Музыкальное состязание. Урок-концерт. Артисты и слушатели. — 1 час.

"Волшебные" музыкальные страны зовут в путешествие снова (обобщающий контрольный урок). — 1 час.

Музыкальный материал

"Во саду ли в огороде". Русская народная песня.

"Саўка ды Грышка". Белорусская народная песня.

"Как на тоненький ледок". Русская народная песня.

шла каляда", "Го-го-го, каза". Белорусские народные песни.

"Во поле береза стояла". Русская народная песня в обработке Д. Кабалевского.

"Ходзіць курачка". Белорусская народная песня.

"Пайшоў Ясь наш на лужок". Белорусская народная песня.

"Осень, осень, гости недель восемь". Русская народная песня.

"Нива золотая". Русская народная песня.

"Огурец, огурец". Русская народная песня.

"Как у нашего овса". Русская народная песня.

"Баю-баю-баю", "Доктар", "Пра бабра", "Іграў я на дудцы". Белорусские народные песни.

"Выйди, выйди, Иванька". Украинская народная песня.

"Песенька Дзеда-Барадзеда". Музыка Л. Захлевного, слова А. Вольского.

М. Коваль. "Волк и семеро козлят". Детская опера: темы Малыша, Болтушки, Всезнайки, Топтушки, Бодайки; колыбельная Мамы-козы; два хора козлят; сцена "Игры козлят и нападение Волка". Финал оперы. Воинственный марш.

В. Галь, слова С. Богомазова. "Хоровод сказок": сказочный сигнал и вступительная песня; песенка лисы Алисы и кота Базилио; выход и колдовство Снежной Королевы; выход Снежинок. Танец; песенка Золушки; Емеля; песенка Дюймовочки, песенка Оловянных Солдатиков.

"Гукніце Дзеда Мароза". Музыка Ю. Семеняко, слова В. Коризны.

"Курт". Музыка Л. Шлег, слова А. Вольского.

"Зарадка". Музыка С. Галкиной, слова И. Галиновской.

"А-чу-чу". Музыка Л. Захлевного, слова Л. Прончака.

"Хрюшка заболела". Музыка Г. Портнова, слова Е. Ефимовского.

"Коза". Музыка М. Парцхаладзе, слова Н. Кереселидзе, русский текст В. Татаринова.

"Мишка". Пластическая игра И. Сафаровой.

"Чепуховый алфавит". Музыка В. Гаврилина "Пьеса", слова Э. Лира, ритмодекламация Т. Боровик.

"Огородное чучело". Музыка Г. Мушеля, слова Т. Кружкова, ритмодекламация Т. Боровик.

П. Чайковский. "Неаполитанская песенка" (ритмодекламация на стихи В. Лунина).

Дзяржаўны гімн Рэспублікі Беларусь. Музыка Н. Соколовского, слова М. Климковича и В. Коризны.

С. Прокофьев. "Гавот". Гавот из "Классической симфонии". Марш из оперы "Любовь к трем апельсинам".

М. Глинка. Фрагменты из оперы "Руслан и Людмила": каватина Людмилы; ария Руслана (фрагмент); марш Черномора; сцена с Головой.

Н. Римский-Корсаков. "Песня Звездочета" из оперы "Золотой петушок", "Белочка" и "33 богатыря" из оперы "Сказка о царе Салтане".

П. Чайковский. "Неаполитанский танец", "Русский танец", "Танец маленьких лебедей" из балета "Лебединое озеро".

С. Прокофьев. Вальс Золушки, "Полночь" из балета "Золушка".

П. Чайковский. Финал 4-й Симфонии. Финал I концерта для фортепиано с оркестром (фрагменты).

А. Мдивани. "Бульба". Для оркестра народных инструментов.

Г. Пукст. "Белорусская полька", "Песенька пра вожыка" из оперы "Марынка". Слова Э. Огнецвет. "Детский танец и хор" ("Саўка ды Грышка").

Н. Чуркин. Симфоньетта "Белорусские картинки" (фрагменты).

В. Моцарт. Опера "Волшебная флейта": ария Царицы Ночи; песенка Папагено; дуэт Папагено и Папагены.

Литературные произведения для речевого интонирования, ритмизации, озвучивания, импровизации, пластических игр

А. Александров. "Лесные шорохи". М. Яснов. "Вкусная считалка".

С. Маршак. "Попрошайка".

Г. Лагздынь. "Воронья кричалка".

В. Степанов. "Песенка Пугала".

Э. Фример. "Оркестр" (русский текст М. Лаписовой).

Дж. Родари. "Война колоколов".

Е. Серова. "Волчата".

Е. Авдиенко. "Письмо".

И. Сельвинский. "Звонарь".

А. Пушкин. "Ель растет перед дворцом..." и "Тридцать три богатыря" из "Сказки о царе Салтане".

А. Плещеев. "Уж тает снег, бегут ручьи..."

 

II ПОЛУГОДИЕ

 

Тема: "Выразительные краски музыкальной речи" — 17 часов

Музыкальная речь как содержательный, многокрасочный язык, понятный без слов. Накопление слуховых представлений регистровых, динамических, темповых, ритмических музыкальных красок.

"Музыкальный алфавит" (слоговые названия звуков) и ритмическая "семья звуков" (длительности). Пение знакомых попевок и песен с названием звуков и зрительной опорой на лесенку, руку-нотоносец или ручные знаки относительной сольмизации.

Импровизация несложных мелодий на 3 — 5 звуках в ритме марша, польки, вальса, песни и на четверостишья.

Тембр — окраска музыкальных голосов. Инструменты симфонического оркестра и национальные белорусские инструменты. Аргументированный выбор тембровых красок при сочинении 2—3-голосных ритмических аккомпанементов.

Запись вне нотного стана простейших ритмических партитур. Ритмический рисунок мелодии; сольмизация знакомых мелодий с помощью ритмослогов.

Примерное планирование темы

У каждого героя свой характер и своя музыкальная речь. Выразительность музыкальной речи: регистровые, темповые и динамические краски. — 2 часа.

Из чего слагаются мелодии. "Звуки музыки". "Музыкальный алфавит" — звукоряд. Весенняя (летняя) гамма: озвучивание, импровизация. — 2 часа.

Ритмический рисунок. Ритмическая "семья звуков" (длительности). Пробуем сочинять музыку: ритмизация и озвучивание стихов, сочинение аккомпанементов, игры "Живой рояль" и "Живые ноты". — 3 часа.

Тембр — окраска музыкальных голосов. Вокальные и инструментальные тембры. Как рассказывает тембр. Симфоническая сказка С. Прокофьева "Петя и волк". — 3 часа.

Тембровые краски белорусской народной музыки. — 2 часа.

Контрасты в музыкальной речи. Песенный, танцевальный и маршевый характер музыкальной речи. Выразительные паузы. Деление музыкальной речи на части: фраза, предложение, часть. Главный тон — тоника — "точка" в музыке. — 2 часа.

Рассказываем музыкальные истории. Раскрашиваем музыкальные картинки. Свободная импровизация. Ритмизация и озвучивание стихов. Ритмодекламация. Сочинение тембро-ритмических аккомпанементов. Выразительное вокальное и инструментальное исполнение. — 2 часа.

Как композиторы, исполнители и слушатели понимают друг друга (обобщающий контрольный урок или урок-концерт). — 1 час.

Музыкальный материал

"Ды была ў бабкі курка рабенька". Весенняя волочебная песня.

"Вяснянка". Белорусская народная песня.

"А мы грушу пасадзілі". Белорусский весенний хоровод. Обра ботка В. Кострулева.

"Селезень и утка". Русская детская игра.

"Тох-тох-торорох!". Русская детская песня.

"Вясна, вясна". Закличка.

"Цюлі-люлі, катка два", "Ішоў Бай па сцяне". Белорусские народные колыбельные.

"Грушка". Белорусская народная песня.

"Любопытный дрозд". Польская народная песня. Обработка Ю. Блинова. Русский текст М. Калининой.

"Вясна". Слова Я. Коласа. Мелодия народная. Обработка Г Пукста.

"Шпак". Музыка М. Анцева, слова Я. Журбы.

"Зямля мая". Музыка С. Галкиной, слова Г. Га циновскай.

И.Арсеев. "Тихо-громко", "Играв слова" (попевки), "Носорог".

И.Арсеев. "Крокодил и Чебурашка" (попевки): песня, полька, вальс, марш.

"Тень-тень". Музыка В. Калинникова, слова народные.

"Колыбельная песня". Музыка Й. Брамса, слова Г. Шерера. Русский текст А. Машистова.

Д. Кабалевский. "Карусель", "Игра в гостей". Слова И. Рахилло, "Монтер". Слова В. Викторова.

"А у меня есть флейта". Слова и музыка Э. Фримерт. Перевод с немецкого М. Лаписовой.

"В нашем классе", "Мы шагаем", "Первый класс". Попевки.

"Наша перамога". Музыка А. Чиркуна, слова В. Коризны.

"Прекрасен мир поющий". Музыка Л. Абелян, слова В. Степанова.

Р. Роджерс. "До-ре-ми" (русский текст М. Цейтлиной). Песня из кинофильма "Звуки музыки" (одноголосно).

И. Арсеев. "В гости": "Пешком", "На велосипеде", "На машине", "Слон и Моська", "Три медведя".

П. Чайковский. "Кот в сапогах и Белая кошечка" из балета Спящая красавица". "Детский альбом": "Игра в лошадки", "В церкви", "Песня жаворонка" (ритмодекламация на стихи В. Лунина).

Д. Кабалевский. "Зайчик дразнит медвежонка".

М. Мусоргский. "Два еврея — богатый и бедный" из цикла "Картинки с выставки".

С. Прокофьев. Симфоническая сказка "Петя и волк".

В. Войтик. Детская сюита "Золотой ключик": "Буратино", "Мальвина", "Золотой ключик и Карабас".

С. Кортес. Маленькая сюита для фортепиано "Сказка": "Заколдованное озеро", "Поединок".

С. Прокофьев. "Ходит месяц над лугами", "Дождь и радуга", "Вечер".

"Зонтик". Музыка А. Хачатуряна, слова Е. Керна, ритмодекламация Т. Боровик.

"Поварешка". Музыка П. Санкана, слова Г. Сапгира, ритмодекламация Т. Боровик.

Литературные произведения для речевого интонирования, ритмизации, озвучивания, импровизации, ритмодекламации

Г. Остер. "Из вредных советов".

С. Козлов. "Стол", "Август".

И. Пивоварова. "Кулинаки-пулинаки".

Е. Благинина. "Радуга".

Е. Королева. "Сказка про девочку Нину, кошку и пианино", "До-ре-ми-фа-соль-ля-си", "Ноты и нотоносец", "Сказка про петушка", "Дружная семья", "Нота с точкой", "Неразлучные друзья", "Дождик", "Сказка про кота".

С. Маршак. "Июнь", "Июль".

К. Ушинский. "Утренние лучи".

А. Пушкин. "Румяной зарею".

А. Майков. "В мае".

Я. Колас. "Песня о весне".

Е. Трутнева. "Если в небе ходят грозы".

Г. Скребицкий. "Лето".

А. Инцин. "Блестящие, звенящие".

 

ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ ВТОРОГО КЛАССА

 

Показателем успешного музыкального развития детей является устойчивый интерес к музыке и музыкальной деятельности на уроке.

К концу второго года обучения у учащихся формируются первоначальные представления:

— об опере, балете, симфонии, концерте;

— о песенном, танцевальном и маршевом характере музыки;

— о солистах, видах хоров, группах (семействах) инструментов симфонического оркестра;

— о белорусских народных инструментах;

— о выразительных красках музыкальной речи: регистровых, динамических, темповых, тембровых, ритмических;

— о звукоряде и его расположении на нотоносце;

— о ритмической "семье" звуков (системе длительностей);

— о слоговом исполнении (сольмизации) ритмических и мелодических рисунков;

— о сочинении простейшей выразительной мелодии из 3 — 5 звуков в характере песни, танца и марша;

— об основных вокальных и инструментальных тембрах;

— об основных динамических нюансах: p, mp, f, mf;

— о контрастах в музыкальной речи (жанровых, динамических, регистровых, тембровых, темповых, ритмических), выразительных паузах;

— о делении музыкальной речи на части; фразе, предложении, главном тоне — тонике — "точке" в музыке;

— о возможности понимать музыкальную речь без слов.

Умения:

— внимательно слушать музыку в тишине;

— различать мелодию, аккомпанемент, вступление и заключение;

— различать на слух по характерным признакам оперу, балет, симфонию, концерт;

— различать голоса солистов, виды хоров (основные вокальные тембры), узнавать по тембру известные музыкальные инструменты, звучание симфонического оркестра и оркестра белорусских народных инструментов;

— различать длинные и короткие звуки, характер и направление движения мелодии;

сольмизировать и импровизировать простые ритмические и мелодические рисунки;

— определять героев музыкальных произведений по характеру их музыкальной речи;

— различать контрасты выразительной музыкальной речи, фразы, предложения, завершенность и незавершенность музыкального высказывания;

— узнавать изучавшиеся музыкальные произведения;

— различать песенный, танцевальный и маршевый характер музыкальной речи;

— петь выразительно, напевно, красивым звуком, с незначительной поддержкой инструмента и с недублирующим мелодию аккомпанементом;

— слушая музыку, импровизировать выразительные движения, в том числе "свободный" дирижерский жест;

— осмысленно выбирать тембровые краски при сочинении и исполнении простых 2—3-голосных ритмических аккомпанементов;

— осмысленно пользоваться выразительными красками музыкальной речи при создании звуковых картин, ритмизации и озвучивании стихотворений;

— импровизировать несложные мелодии на 3 — 5 звуках в ритме марша, польки, вальса, песни;

— моделировать простые ритмические рисунки мелодий с помощью ритмослогов, звучащих жестов, ритмических карточек и записи вне нотоносца.

 

<<назад